Зачем столько крови, или Почему христианство невозможно без мученичества
Начало этим размышлениям положил мой мой спор с давней подругой, которая не смогла принять моего воцерковления, как и Православия в целом. Рассердившись на неё реплики вроде: ,,Православие русским навязывала власть, народу оно не было нужно, народ оставался языческим", - я спросил, каких русских святых она знает, то есть хотя бы может назвать. Женщина с высшим гуманитарным образованием, поклонница театра Виктюка и прилежная читательница нобелевских лауреатов запнулась:
- Русских святых?.. Ну...вот эта женщина, которую сделали святой - а я бы её своими руками задушила, - которая своих родных дочерей на муки отдала...
Имелась в виду, конечно, святая София. То, что она никак уж не русская, - в данном случае неважно. Важна логика отрицания подвига:
- Что она за Бог такой у вас, объясни - если Ему нужно, чтоб дети ради него мучались? Нет, я этого понять не могу, такой Бог не для меня!
Мне нужно было сформулировать ответ - не для подруги в первую очередь, а для себя, потому что убеждать других мы можем, только если глубоко и чётко убеждены сами.