Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Богучанское благочиние
Православная онлайн-школа

МЕНЮ
×

Внимание

Not all parameters set in plugin to display discussions

Апостол Павел говорит коринфянам: ,,Вместите нас. Мы никого не обидели". Апостолы никого не обидели, потому что они дали всем благословение через распространение Евангелии, они ни от кого не скрыли слово Божие. Обидеть - это значит поступить несправедливо с другим человеком, отняв, например, то, что ему принадлежит, но еще большая несправедливость - это обидеть самого себя, лишив себя познания Бога. Мне вспоминаются слова старца Паисия, которые он обращал к молодым людям: "Не обижайте самих себя, ребята". Этим он хотел им сказать, что, лишив себя любви Божией, познания Бога, они поступят несправедливо по отношению к самим себе. Почему? Потому что человек действует здраво только тогда, когда он поступает в соответствии со своей истинной природой, как образ Божий. Например, у тебя есть самолёт, который создан, чтобы ты летал в небе, а ты используешь его как велосипед и тем самым ,,обижаешь" этот самолёт. Так и человек: он создан, чтобы радоваться тому, что он является образом Божиим, и если он не живёт так, то он несправедлив по отношению к себе, он теряет всю ту красоту, которую ему даровал Господь.


,,Никому не повредили, ни от кого не искали корысти". Это является критерием истинности. Если ты видишь, что некий человек, то ли клирик, то ли мирянин или вообще кто-либо, использует своего брата, то этот человек не Божий. Человек не может использовать своего брата для собственных целей ни по какой причине и никаким способом. Где-то в апостольских постановлениях есть такие слова: тот учитель, который приготавливает трапезу для одного себя и наслаждается ей, заботится только о себе и больше ни о ком. Важной характеристикой для учителей Церкви является бескорыстие, они ничего не просят для себя, и если даже мы что-то приносим для них, то они отдают это другим. А там, где видим корысть и эксплуатацию, там отсутствует Святой Дух Божий и работают человеческие законы.
,,Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить". Святые апостолы, будучи духовными отцами для народа, имели постоянную связь со своими братьями, своими духовными чадами. Как говорит апостол Павел: ,,Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2 Кор.11:29). То есть апостолы были рядом со своими духовными чадами и сострадали вместе с этими людьми. Святые сострадают людям гораздо больше, чем страдают сами эти люди. Бывает, что человек оказывается в состоянии духовной смуты и не видит всей правды о себе, не ощущает боли от того образа жизни, которым он живёт, не осознаёт хаос, в котором оказался. Человек же Божий, который видит, каков человек есть на самом деле, страдает гораздо больше, чем тот человек, который не понимает, по крайней мере в данный момент, в какой трагической ситуации он оказался. Это как с пьяницей, который не понимает опасности и вреда, который себе наносит. Здоровый человек , видит пьяницу, жалеет его, ему стыдно за то, что делает другой, но пьяница ничего не понимает , потому что его состояние не позволяет ему адекватно оценить своё положение .

,,Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами, я исполнен утешением вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей". Как хороший учитель, каким был апостол Павел, поругав немного своих учеников, чтобы образумить их, он тут же после этого начинает их хвалить. ,,Я поражаю и Я исцеляю" (Втор.32:39), - говорит Господь. То есть Бог говорит, что даст оплеуху, но потом всё залечит. Я потесню человека, чтобы он получил урок, чтобы он смерился, чтобы он пришёл в себя, хоть даже и поскорбит немного. Например, хороший врач, который должен вам поставить укол, не будет спрашивать, боитесь ли вы уколов, и не будет слушать вашего нытья, когда будет просить не делать вам укол, от так или иначе поставит вам укол, хотите вы того или нет, ведь вы пришли к нему за исцелением. Так же и в духовной жизни. Духовные врачи, такие как апостолы, учителя Церкви, святые отцы, - все они не колеблются, когда необходимо преподать нам урок с той целью, чтобы мы пришли в себя и осознали свою слабость, нашу страсть, нашу травму, но параллельно они дают нам и много утешения.
Об этом необходимо помнить и родителям. Все, у кого есть дети и внуки, воспитывайте своих детей так, как считаете правильным, но при этом важно, чтобы дети были уверены, что вы их любите, что всё, что вы делаете, вы делаете по любви. Вы не делаете от зла, по какой-то вашей страсти, эгоизму, но вы делаете, потому что любите их по-настоящему. Тогда они будут вас уважать и принимать вашу целительную терапию. В монашестве мы застали суровые времена, когда ещё было живо старое поколение афонских монахов (такие как наш старец, который был учеником Иосифа Исихаста, великого подвижника и ,,врача"). Наши старцы не отличались особой деликатностью и, например, могли прилюдно накричать на молодого монаха и опозорить его, но мы понимали и видели, что всё это они делали по любви. Поэтому хоть нам и было тяжело это выносить, особенно в начале нашего монашеского пути, но любовь старцев удерживала нас, и мы проявляли терпение, воспринимая с благодарностью этот воспитательный бич, который помогал нам встать на путь духовный и полезный для наших душ.
Многие родители советуют своим детям добрые вещи, но они это делают, потому что ими руководят страсти, потому что это выгодно им самим. Например, они хотят, чтобы их ребёнок трудился и говорят ему о необходимости труда, но они побуждают его к труду не потому, что это полезно для ребёнка, а потому, что им надо, чтобы ребёнок выполнил для них какую-то работу. Ребёнок это понимает, конечно же. Он видит, что всё это говорится ради выгоды родителей, но не для блага ребёнка, и это лишает всякой силы слова родителей. Исцеления не происходит. Поэтому взрослые должны быть очень внимательными, должны любить бескорыстно своих ближних и тех, кто от них зависит, кто бы это ни был: дети ли, подчинённые ли или ещё кто-либо.

И не быть скупыми на добрые слова. Видите, как апостол Павел, который прежде бранил коринфян, теперь говорит, что гордится ими, что их поведение принесло ему утешение, что его радость преизобилует и покрыла все прежние скорби. Разве они были такими? Конечно, нет. Они, как и прежде, совершали ошибки, но он спрятал горькую пилюлю под сладкую оболочку, чтобы они могли её принять. Как таблетки, которые мы принимаем: возьмёшь её в рот, вроде ничего, терпимо, подержишь немного, и вкус становится невыносимым. Так и в воспитательном процессе. Он сказал всё, что должен был им сказать, как хороший ,,врач", а теперь он хвалит и говорит им добрые слова. Всё, что он говорит им, является полной правдой, потому что апостол Павел, как их духовный отец, именно так к ним и относился.
В конце он говорит: ,,преизобилую радостью, при всей скорби нашей", т. е. несмотря на печаль, которая присутствует в моей душе, я имею огромную радость. Апостол Павел сильно переживал за всю Церковь Коринфа, но поскольку это была печаль ради Бога, она рождала и большую радость. Печаль ради Бога ведёт к покаянию, она не убивает человека, но делает его радостным. А вот мирская печаль, которая не от Бога, приводит нас к отчаянию, унынию, к желанию отомстить, к злости. Если мы печалимся ради Бога, то имеем утешение, поэтому святые не боялись печали ради Бога: чем больше трудностей у них было, тем больше благословений они получали от Господа, эта печаль рождала радость в их сердцах.
Помню, в одном монастыре был монах, который болел неисцелимой болезнью, и был там ещё один монах, который жил в затворе на протяжении многих лет. Когда он узнал, что тот брат имеет тяжёлую болезнь, он вышел из своей кельи, хоть раньше и не выходил никогда, пошёл к нему, постучал в дверь и спросил: ,,Ты рад, что болеешь?" Тот брат очень удивился. Тогда затворник сказал ему ,,Будь радостным, претвори свою боль в радость с помощью Благодати Божией: ,,Чем больше у нас трудностей, тем больше благословений мы будем иметь от Господа в нашей жизни".

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с греческого Екатерина Полонейчик
Православный сборник для всех ,,Душа". Июнь 2023, №6

© 2025 Богучанское благочиние Православная онлайн-школа